Сайт учителя русского языка и литературы

Деменкова Татьяна Александровна

Меню

 
Главная
Русский язык
Литература
Словесность
Развитие речи
Опыт работы
Ученикам
Контакты
Карта сайта
Полезные ссылки
Яндекс блог
Блог на mail.ru
 

Статистика

 
 
 
 
  Топ100- Педагогика

 

История Руси в "Песне..." М.Ю.Лермонтова | Литература

 

 

Урок литературы
"История Руси в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова"

Урок проведен в 7е классе 15.12.2009 года учителем высшей квалификационной категории Деменковой Татьяной Александровной.

 

Содержание

Цель урока

Наглядность

Выставка книг

Ход урока

Темы сочинений

Заключительное слово учителя

Быт и нравы царя и опричников

Трагедия в семье царя

Царские "развлечения"

Лермонтов о царском пире

Жестокости царя

Подвиг купца Калашникова

 

Цель:

  • познакомить с героями произведения, дать представление об исторической эпохе, быте и нравах 16 века;

  • выразительное чтение, чтение наизусть, творческая работа по иллюстрациям.

Наглядность: картины Васнецова «Иван Грозный», «Кулачный бой», Кибрика «Кирибеевич» и «Алена Дмитриевна».

Выставка книг: исторические книги: А.С.Пушкин «Полтава» и «Капитанская дочка»; Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»; М.Ю.Лермонтов «Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Иллюстрации для творческой работы художника В. Тараканова.

(в начало )

Ход урока

  1. Запись темы.

  2. Запись исторического слов.

  3. Запись домашнего задания.

Вступительное слово учителя о вопросах на уроке, о нравственных заповедях Закона Божия.

Экскурсию в историю и в ее отражение у Лермонтова начинаем с сообщений по вопросам темы:

  1. книги,

  2. опричнина,

  3. по содержанию и анализу « Песни ...»,

  4. развлечения царя,

  5. о пире в «Песне ...»,

  6. жестокость царя,

  7. подвиг купца Калашникова.

Раздаю для сочинения-миниатюры задания с иллюстрациями.

(в начало )

Темы сочинений

  1. Используя слова и цитаты из « Песни ...», расскажите о том, как в древней Руси исполнялись произведения устного народного творчества.

  2. Ответьте на вопросы: «О чем задумался на царском пиру Кирибеевич?», «Как показывает Лермонтов нарастание гнева царя Ивана Грозного?»

  3. Опишите, как красуется, одевается опричник Кирибеевич; как рассказывает об Алене Дмитриевне Кирибеевич.

  4. Расскажите о Степане Калашникове по иллюстрациям.

  5. Напишите, о чем рассказывает прислуга Степану Калашникову.

  6. Расскажите, что произошло с Аленой Дмитриевной однажды вечером.

  7. Скажите, что наказывает Степан Калашников своим меньшим братьям после рассказа Алены Дмитриевны.

  8. Расскажите об утре в Москве в день кулачного боя. Почему так тревожно звучат вопросы в конце описания?

  9. Расскажите об обстановке до начала кулачного боя, о поведении Кирибеевича.

  10. Расскажите, о чем разговаривают перед кулачным боем Степан Калашников и Кирибеевич.

  11. Расскажите о поединке купца Калашникова и Кирибеевича.

  12. Расскажите, какое решение царя Ивана Грозного так заунывно оплакивает колокол.

  13. Напишите, о каких чертах характера купца Калашникова можно сказать, рассматривая иллюстрацию его прощания с братьями.

Чтецы рассказывают наизусть (вот как вступился в защиту своей семьи простой купец).

(в начало )

Заключительное слово учителя:

Многие века люди жили по законам, записанным в самой древней книге Библии. Эти законы гласят:

  1. Не убий.

  2. Не укради.

  3. Не завидуй добру другого человека.

Из «Песни про купца Калашникова ...» мы узнаем об убийце Степане Калашникове, которого казнили, как преступника. На следующем уроке нам предстоит ответить на вопрос, кто же живет по закону, а кто переступает его, кого воспевает, а кого осуждает в «Песне...» М.Ю.Лермонтов.

Выставление оценок за ответы наизусть.

Собрать творческие работы, если успеем прочитать, если не успеем, то на следующем уроке.

Оценки выставляем в дневник.

(в начало )

БЫТ И НРАВЫ ЦАРЯ И ОПРИЧНИКОВ.( 3 мин.)

Царь вставал в четвертом часу утра, звонил в колокол к заутрене. Все молились до 6-7 часов, более всех усердствовал царь. После часового перерыва молились снова, а в 10 часов начиналась трапеза. Все 300 опричников усаживались за столы; пока они обильно пили и ели ,царь, стоя, читал душеспасительные молитвы, а потом, когда остатки еды опричников выносили во двор бедным, подавали еду и для царя. Наевшись, Иван Грозный или дремал, или шел разогнать сон в камеру пыток.

День заполняли государственные дела, приемы просителей, иностранцев, беседы с любимцами.

А в 8 часов вечера звонили на молитву. После вечерни трое слепых рассказывали царю сказки, и он засыпал.

(в начало )

ТРАГЕДИЯ В СЕМЬЕ ЦАРЯ. (3 мин.)

Привычка к жестокому обращению с подчиненными, привычка давать волю своему гневу привела к трагедии в семье самого царя. В ноябре 1581 года Иван Грозный убил своего сына царевича Ивана своим железным посохом. Причины этого называются разные: по одним сведениям, царь убил сына за то, что тот будто бы «стал говорить ему об обязанности выручить Псков от Батория»; по другим данным, причина убийства — ссора отца с сыном из-за снохи: царь, войдя в комнату снохи и застав ее просто одетой, разгневался и «прибил» ее. Царевич Иван, отличавшийся вспыльчивостью, дерзнул заступиться за жену, чем и вызвал гнев отца. Потеряв самообладание, Иван Грозный в пылу ссоры пустил в ход посох с железным наконечником. Удар пришелся в висок и оказался смертельным.

(в начало )

ЦАРСКИЕ «РАЗВЛЕЧЕНИЯ» ( 3 мин.)

Нередко царь шумно и буйно  пировал с опричниками. Все уже сидят за столами уставленными золотой и серебряной посудой, но никто не ест. Взоры обращены на царскую дверь. Вот раздается колокольный звон, играют медные трубы, и в трапезную медленно и величаво, опираясь на тяжелый посох, входит царь Иван Грозный. Все встают, низко кланяются ему и ждут, пока он сядет.

Для царя и его любимцев накрывали отдельный стол. Стольники разносили многочисленные яства и питье. Случалось, что царь ,подняв свой кубок, произносил в честь кого-либо из приглашенных бояр трогательный тост и просил его выпить с ним. Обрадованный царской лаской боярин залпом опоражнивал свой кубок и тут же валился замертво на пол. Отрава.

В другой раз царь вспыхивал гневом и повелевал вести кого-нибудь из гостей в пыточную или во двор на плаху. А то и сам пронзал посохом заподозренного им в «измене». (Рассказываешь, показывая на картину «Иван Грозный».)

(в начало )

ЛЕРМОНТОВ О ЦАРСКОМ ПИРЕ (3 мин.)

Не удивительно поэтому, что Михаил Юрьевич Лермонтов в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», описывая царский пир, говорит:

Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Позади него стоят стольники,
Супротив его всё бояре да князья,
По бокам его всё опричники;
И пирует царь во славу божию,
В удовольствие своё и веселие.
Улыбаясь, царь повелел тогда
Вина сладкого заморского
Нацедить в свой золочёный ковш
И поднесть его опричникам.
И все пили, царя славили.
Лишь один из них, из опричников,
Удалой боец, буйный молодец,
В золотом ковше не мочил усов;
Опустил он в землю очи тёмные,
Опустил головушку на широку грудь -
А в груди его была дума крепкая.
Вот нахмурил царь брови чёрные
И навёл на него очи зоркие,
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На младого голубя сизокрылого,-
Да не поднял глаз молодой боец.
Вот об землю царь стукнул палкою,
И дубовый пол на полчетверти
Он железным пробил оконечником -
Да не вздрогнул и тут молодой боец.
Вот промолвил царь слово грозное -
И очнулся тогда добрый молодец.

(в начало )

ЖЕСТОКОСТИ ЦАРЯ (3 мин.)

Вот что случилось с одним знатным боярином, который гордился своими заслугами перед страной и верностью царю.

Захмелевший царь приказал всем облачиться в шутовские наряды и идти в пляс .Опричники орали, кружились, плясали, и в этом безумном хороводе бесновался и царь. Вдруг одичавший взор его остановился на знатном боярине, в одиночестве сидевшем за столом.

Ты почто, князь, сидишь, когда царь веселится? Аль не люб я тебе? - произнёс царь, обращаясь к нему, и всё внезапно смолкло.

Нет, царь, люб ты мне, но я воин, а не шут трапезный.

Слово за слово. Спор разгорелся. Распалившись, Грозный приказал силой облачить князя - боярина в принесённое тряпьё и тащить его в круг, но тот сбросил свой маскарадный наряд. Тут же острый посох царя пронзил его грудь. А дикое веселье, будто ничего не произошло, возобновилось.

(в начало )

ПОДВИГ КУПЦА КАЛАШНИКОВА... .(3 мин.)

Поэтому решение купца Калашникова встать против опричника царя, на защиту чести своей семьи, следует назвать подвигом. Только смерть обидчика может смыть позор, ведь если в государстве жизнь общества строилась по законам «Судебника» - свода законов, то в семье действовали законы «Домостроя»-свода семейных законов. Вот что там говорилось: мужу подобает поучать жену свою с любовью и благорассудным наказанием; жена должна у мужа спрашивать разрешения, советоваться по всем вопросам: как душу спасти, как богу и мужу угодить и вести хозяйство; и во всём мужу покоряться; и что муж прикажет, то с любовью принимать и со страхом внимать и творить по его приказу.

Муж распоряжается женой, но и полностью отвечает за неё. Он её защита в беде, в несчастье.

Какою силой воли, какой мощью духа должен был обладать Калашников, простой купец, чтобы подняться против любимого опричника Ивана Грозного, а значит, и против самого царя, да не склонить головы перед самим царём!

(в начало )

 

При копировании материалов с сайта ссылка на http://dta-54.narod.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА.

Copyright © Деменкова Т.А., 2010

Администратор сайта: Деменков В.Г.

 
Используются технологии uCoz