Сайт учителя русского языка и литературы

Деменкова Татьяна Александровна

Меню

 
Главная
Русский язык
Литература
Словесность
Развитие речи
Опыт работы
Ученикам
Контакты
Карта сайта
Полезные ссылки
Яндекс блог
Блог на mail.ru
 

Статистика

 
 
 
 
  Топ100- Педагогика

 

Подготовка к сочинению-описанию пейзажа | Развитие речи

 

 

Урок развития речи
(анализ текста)
подготовка к сочинению-описанию пейзажа
(по картине А.К.Саврасова "Грачи прилетели")

Урок проведен в 6е классе в 2008-2009 учебном году учителем высшей квалификационной категории Деменковой Татьяной Александровной.

 

Содержание

Цель урока

Методика работы

Текст О.Туберовской о пейзаже А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

Текст Н.Новоуспенского о пейзаже А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

Лингво-эстетический анализ текста

Варианты заданий

 

Цель:

  • развивать умение наблюдать, анализировать, подбирать слова, строить описание;

  • воспитывать внимание к природе, ее красоте, чувства, вызванные произведением искусства и мастерством художника;

  • научить использовать в своем словаре лексику данных образцов, творчески переработав ее и употребив на практике.

(в начало )

Методика работы:

  • искусствоведческий текст анализируется в сочетании с картиной, что усиливает эмоциональное восприятие обоих источников;

  • при анализе искусствоведческого текста обращается внимание на искусствоведческие слова и термины, характерные для данного типа текстов;

  • содержательно-композиционный анализ текста проводится в органической связи со средствами его языкового выражения;

  • определение темы и основной мысли;

  • нахождение опорных слов («данное» и «новое»), обеспечивающих смысловую сетку текста;

  • выделение структурных частей текста (зачин, основная часть, концовка);

  • определение авторской позиции в тексте, нахождение слов, с помощью которых автор достигает большой эмоциональности описания, ярко и точно описывает изображенное;

  • установление способов связи между предложениями, абзацами и частями текста,

  • определение композиционного жанра (типа речи) и стиля текста.

Использованы тексты разных авторов, описывающих одну и ту же картину. Это наглядно убеждает учащихся в том, что в зависимости от адресата и ситуации можно по-разному написать о картине:
Рассказать об истории ее создания,
Описать изображенное на картине,
Отметить живописные средства выражения замысла художника.

Рассмотрим три текста разных авторов о пейзаже А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

  1. О. Туберовской

  2. Н. Новоуспенского

  3. Ф. С. Мальцевой

(в начало )

1. В 1871 г. Саврасов приехал в Кострому. Глубокий снег еще лежал на всех улицах и толстым слоем ровнял овраги. Разыскав на базаре знакомого мужика, он поудобнее примостился на санках и поскакал в деревню на встречу весне, навстречу природе. Художник снял комнатку в мезонине большого деревенского дома. Но первые дни, даже недели работа не клеилась. Стоял у окошка, смотрел на убогие избы, на ветхую каменную церквушку, на хмурое небо да узловатые голые березы с черными прошлогодними гнездами. Ничто не трогало в этом пейзаже сердце художника. Надевал сапоги, долго шел по дороге, присматривался, прислушивался, но весна не проходила. Но весна пришла, как приходит всегда, неожиданно, сразу.

Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Наскоро накинув халат, саврасов настежь распахнул створки окна. Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым словно вата; маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. Но главное - птицы! С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку они кружились в прозрачно весеннем воздухе, и унылые черные гнезда ожили: вокруг низ хлопочут уже, кричат и радуются прилетевшие из-за моря долгожданные гости. Саврасов ждал и нашел долгожданный момент, когда в природе вдруг стало все меняться. Теперь он мог показать природу в движении. «Грачи прилетели» -так назвал художник свою картину. В ней он выразил все, что томило его, чего ожидал с таким терпением: первое дуновение весны. (По О. Туберовской)

Как видим, текст довольно легкий и может быть использован для самостоятельной работы: одной группе учащихся предлагается подготовить на его основе сообщение об истории создания картины; другой группе -найти в картине подтверждение сведений, зафиксированных в тексте; третьей - объяснить смысл названия пейзажа; четвертой - определить, кому адресован текст.

(в начало )

2. Все в картине необычайно просто. Кажется, увидел художник неказистый уголок русского села в весенний день и под влиянием нахлынувших чувств рассказал о нем.

Первый план картины занимают задворки церковного участка. В центре композиции расположена уродливо искривленная береза. За забором видны скошенные крыши построек, а среди них возвышается старая церковь.

Главная поэтическая сила картины заключается в ее живописи. При первой встрече с картиной поражает излучающееся из нее легкое голубое сияние. Самый чистый голубой цвет выступает в цвете неба над колокольней и на небольшом просвете среди облаков ниже гнезд. Остальное пространство над горизонтом — облака, то прозрачные и тонкие, то более темные, непрерывно меняющие свою форму. По всей поверхности неба видны следы движения кисти. Характер направления мазков непрерывно меняется, создавая ощущение воздушности живописи. Снег написан белилами, а тени берез коричневаты тоном поверх белил. На более темных местах жидкие белила, с добавлением серого тона, положены тонко и гладко. Там же, где снег светлее, он написан чистыми или почти чистыми белилами.

Такая разработка неба и снега появилась впервые. Именно это и делает картину «Грачи прилетели» особым этапом русской живописи. «По Н. Новоуспенскому).

(в начало )

Этот второй текст используем для лингвоэстетического анализа:

  • содержание,

  • лексика,

  • тип речи,

  • стиль.

(в начало )

Далее дан пример такого анализа этого текста:

Лингвоэстетический анализ текста.

  1. Текст адресован широкому кругу читателей, что доказывается отбором лексики, выбором стиля, отсутствием большого количества искусствоведческой терминологии.

  2. Цель текста — эстетически-комуникативная. Автору важно показать свой взгляд на картину, свои эмоции, вызванные ею. «Все в картине необычайно просто. При первой встрече с картиной поражает излучающееся из нее голубое сияние...»

  3. Тема текста: «весна». Основная мысль текста реализуется в описании средств и приемов, использованных в изображении весны («Самый чистый голубой цвет выступает в цвете неба.. .Облака, то прозрачные и тонкие, то более темные... Снег написан белилами, а тени берез коричневатым тоном поверх белил...»). Таким описанием живописных средств достигается то весеннее настроение, которое господствует в картине. Тема реализуется в следующих микротемах: 

  • Уголок русского села в весенний день.

  • Композиция картины

  • Живописные средства и приемы картины

  • «Грачи прилетели» - особый этап в русской живописи.

  1. Опорные слова: уголок, первый план картины, центр композиции, поэтическая сила картины, цвет неба, снег, березы, особый этап.

  2. Структурные части текста:

    1. Вступление: описание предмета изображения (2 предложения)
    2. Основная (главная) часть: описание картины (12 предложений)
    1). передний план,
    2). живопись картины (небо, снег, березы).
    3. Заключение: делается вывод о том, что картина «Грачи прилетели» является особым этапом в русской живописи (2 предложения).

Текст членится на абзацы. Это объясняется раскрытием основной темы картины в русле развития микротем. Каждая микротема представлена отдельным абзацем. Отдельные абзацы выделены для вступления и заключения. В тексте всего 4 абзаца.

  1. Авторское отношение реализуется в целых фрагментах, совпадающих со вступлением и заключением в их границах, а также в отборе лексики: «Главная политическая сила картины заключается в ее живописи. При первой встрече с картиной поражает излучающееся из нее легкое голубое сияние...» Через весь текст проходит одна мысль: авторская точка зрения на картину.

  2. Способы связи между предложениями (связь между предложениями последовательная, отражающая пространственные отношения).

  3. Тип речи: описание с элементами повествования. Это подтверждают следующие факты:

1. Большинство слов в тексте принадлежит описательной лексике:

  • описательные существительные: белила, воздушность...

  • имена прилагательные: неказистый, весенний, русский, первый, церковный, искривленный, легкий, голубой, небольшой, чистый, прозрачный...

  • описательные причастия: излучающий, меняющийся.

2. В тексте преобладают конкретные имена существительные (картина, художник, село, план, задворки, участок, центр, береза, забор, церковь, грачи, живопись, колокольня...)

3. В тексте использовано очень много слов с пространственным значением (обстоятельства места): в картине, в центре композиции, за забором, среди них, в цвете неба, из нее, на небольшом просвете, среди облаков, по поверхности, в живописи...

4. Глаголов в тексте всего 13. Они в основном несовершенного вида, настоящего времени и указывают на признаки описываемых явлений: «Первый план картины занимают задворки...», «возвышается старая церковь...», «поэтическая сила картины заключается в ее живописи...».

Кроме элементов описания, есть и элементы повествования - глаголы действия: делать, прилететь, увидеть, выступить...

Для чисто описательных текстов характерно отсутствие динамики. Основная функция описания: запечатлеть какой-то момент действительности.

Следовательно, тип речи - описание с элементами повествования.

  1. Стиль текста — научно-популярное изложение с элементами художественного. Этот стиль характеризуется единством эстетической, информационной и коммуникативной функции, воздействует на воображение. Характерным признаком научно-популярного стиля речи является образ автора, проявление его творческой индивидуальности.

Этот текст принадлежит к научно-популярному стилю, потому что в нем находим элементы научного стиля (употребляются специальные научные и искусствоведческие термины: первый план картины, композиция, мазок, белила, разработка тона, кисть). Популярным текст является потому, что адресован широкой аудитории, его легко могут понять дети в возрасте 13-14 лет.

Наряду с научными терминами в тексте встречаются элементы художественной речи, например, выразительные эпитеты: «нахлынувшие чувства», «уродливо искривленная береза», «скошенные крыши», «поэтическая сила», «легкое голубое сияние...»

  1. Картина, несомненно, писалась Саврасовым в мастерской на основе собранного на натуре материала. При внимательном анализе техники живописи видно, что художник писал ее длительно, методом постепенного и повторного наложения красочного слоя по сухому.

Центральную группу берез, являющейся основой всей композиции, слева и справа обрамляют и уравновешивают слегка склоненные ветви боковых деревьев. Их стволы, частью срезанные краем холста, как бы продолжают изображенное пространство за картиной, расширяя границы пейзажа. Проходящая через всю картину на втором плане горизонталь забора подчеркивает протяженность пейзажа в ширину. Несмотря на суммарность очертаний предметов, изображенных на дальнем плане, художником прекрасно выражена ширь полей. Под косыми лучами неяркого солнца на черной земле местами выделяются пласты еще не растаявшего снега.

Согласованность и слитность всех элементов пейзажа решены в картине не только с помощью композиции, но и средствами самой живописи, безукоризненность светоцветовых отношений. С помощью светотени и тонких цветных лессировок им достигнуто такое разнообразное отражение света на изображенных предметах, которое и создает собственно впечатление световоздупшой среды, объединяющей их в единое целое. Цветовая гамма теплых серо-коричневых и холодных серо-голубых тонов соединении с тонко разработанной пластической характеристикой всех компонентов пейзажа позволила сделать ощутимыми первые, едва заметные признаки весеннего пробуждения природы. (Ф.С. Мальцева).

Цель этого текста — повысить эстетическую грамотность учащихся. Его можно предложить для анализа по желанию ученикам, интересующимся этим видом работы. Использовать можно в качестве образца выше приведенный анализ второго текста.

Написание сочинения может быть в классе или дома.

(в начало )

Варианты заданий:

  1. опишите изображенный А.К.Саврасовым уголок природы, используя искусствоведческий текст;

  2. напишите отзыв о пейзаже А.К.Саврасова «Грачи прилетели», опираясь на текст №2;

  3. проведите анализ содержания и лексики текста №1;

  4. составьте свой вариант описания любого понравившегося вам пейзажа, изображающего весну.

(в начало )

 

При копировании материалов с сайта ссылка на http://dta-54.narod.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА.

Copyright © Деменкова Т.А., 2010

Администратор сайта: Деменков В.Г.

 
Используются технологии uCoz