Сайт учителя русского языка и литературы

Деменкова Татьяна Александровна

Меню

 
Главная
Русский язык
Литература
Словесность
Развитие речи
Опыт работы
Ученикам
Контакты
Карта сайта
Полезные ссылки
Яндекс блог
Блог на mail.ru
 

Статистика

 
 
 
 
  Топ100- Педагогика

 

Система уроков  по анализу текста и написанию сочинения-рассуждения | Русский язык

 

 

Система уроков русского языка по анализу текста и написанию сочинения-рассуждения (рецензия).

Урок проведен 24.03.2006 года в 9г классе учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории Деменковой Татьяной Александровной для районного семинара "Методика написания сочинения-рассуждения при подготовке к итоговой аттестации в 9 классе по новой форме" (ОЭД).

 

Содержание

Цель системы уроков

Цель первого урока

Цель второго урока

Цель третьего урока

Задачи системы уроков

Итоги каждого урока

Организация работы в группах

Виды работ на уроках. Первый урок

Виды работ на уроках. Второй урок

Виды работ на уроках. Третий урок

Методика написания сочинения-рассуждения

Лексические средства

Синтаксические средства

План сочинения

Справочные материалы

Сочинение-рассуждение

Задание первой группе

Задание второй группе

Задание третьей группе

Задание четвертой группе

Текст "История". Автор: Г.Смирнов

 

Цель системы уроков

развивать умения, проанализировав текст с разных точек зрения, давать ему оценку, доказывать свое мнение;
воспитывать чуткость к слову, к понятию, к языку; обогащать словарный запас учащихся, пропагандировать литературную речь;
помочь сформировать собственное мнение о содержании предложенного текста, способах создания текста, мастерстве автора, сформулировать свое мнение и грамотно изложить его в устной и письменной форме.

(в начало )

Цель первого урока

развивать умение определить тему, идею, стиль, жанр произведения, способы связи предложений и абзацев; находить главную мысль в каждой части текста и определять ее роль для раскрытия идеи.

(в начало )

Цель второго урока

развивать умение определять изобразительно-выразительные средства, используемые автором.

(в начало )

Цель третьего урока

развивать умение, соблюдая композиционные требования, писать сочинение-рассуждение (рецензию).

(в начало )

Задачи системы уроков

Групповое изучение (анализ) текста.

Подготовка к сочинению-рассуждению (рецензии).

Формирование и формулирование собственного мнения учащихся (оценки) данного текста.

Создание сочинения (рецензии) с обязательным высказыванием собственного мнения.

Освоение каждого этапа анализа текста предусматривает диагностику знаний: каждый этап – промежуточную, в конце работы – итоговую в виде сочинения.

(в начало )

Итогом каждого урока являются записи

Первого урока – тема, идея, тезис, вывод, ключевая фраза и комментарий к ней.

Второго урока – синтаксические и лексические средства выразительности, план сочинения-рассуждения.

Третьего урока – сочинение с собственным мнением (оценкой).

(в начало )

Организация работы в группах.

1)     Каждая группа получает три задания (по одному на каждый урок).

2)     Группа выполняет задание в письменной или устной форме; сначала индивидуально, затем создается единый вариант в группе, ответ представляет один человек, затем готовятся пять копий для других групп (по четырем группам и один для наглядности на доске).

3)     Три задания проверяются в группе с учителем, а затем читается вслух для всех групп

4)     После написания по частям с использованием справочных слов сочинение-рассуждение в соответствии с составленным планом проверяется (редактируются связи между предложениями в абзацах, между абзацами).

(в начало )

Виды работ на уроках.

Первый урок.

№ задания

Содержание задания

Организация работы

1

Знакомство с текстом.

Все.

2

Докажите, что это текст: тема, идея, связь предложений, связь частей, стиль.

Задание каждой группе по абзацам.

3

Тезис и вывод.

4

Ключевая фраза и комментарий к ней.

 

(Это письменный итог первого урока).

Устно и письменно каждая группа.

(в начало )

Второй урок.

№ задания

Содержание задания

Организация работы

1

Анализ формы и содержания. Синтаксические и лексические средства выразительности и их роль в тексте

По группам

2

Подготовка к сочинениюплан сочинения-рассуждения

По группам

3

Написание пунктов плана по частям, соединение их в один общий план.

(Это письменный итог второго урока).

По группам, затем фронтально

4

Редактирование черновика плана (связь частей, речь).

Фронтально

(в начало )

Третий урок.

№ задания

Содержание задания

Организация работы

1

Работа с трафаретом сочинения, где основные понятия и акценты предлагают дети в текст примерного сочинения.

Индивидуально, фронтально

2

Написание сочинения-рассуждения с собственной оценкой, собственным мнением. 

(Это письменный итог третьего урока). 

Индивидуально, с последующей проверкой фронтально

(в начало )

Методика написания сочинения-рассуждения.

Структура рецензии:

  1. Вступление.

  2. Анализ содержания.

  3.  Анализ формы.

  4. Мое мнение о тексте.

  5. Основной вывод.

Сцепление: вопросом завершается абзац, ответом начинается следующий абзац.

Тезис – это смысл, который мы вкладывает в понятие истории – предложение №7.

Вывод – предложение №15-№18.

Ключевая фраза.

Комментарии к ключевой фразе.

Смысл понятия ИСТОРИЯ.

 

Автор ставит вопрос, в чем смысл понятия ИСТОРИЯ.

История – дела минувших дней? Современность – то, что происходит сейчас. Критерий историчности.

 

Автор сопоставляет два понятия: историю и современность. Опираясь на общепринятые понятия автор дает определения истории и современности. Он высказывает свою точку зрения на критерий историчности, говорит, что это не всегда временной интервал.

Душа истории – смысл, понимание значения события для будущей жизни. Поток жизни не дает понимания значения события.

 

Автор углубляет смысл этих понятий, приводя примеры из жизни, осмысливает их.

Временной интервал позволяет понять прошлое.

 

Автор объясняет почему с изменением условий жизни появляется возможность переосмыслить события.

История готовит к будущему, поучая прошлым.

 

Автор делает вывод о роли истории для понимания человеком будущего.

(в начало )

Лексические средства.

Антитеза.

История – современность.

Придают тексту яркость, образность, выразительность.

Метафоры.

Душа истории, шелуха жизни.

Эпитет.

Тайные связи.

Фразеологизмы.

Дела минувших дней, обет молчания.

Элементы научного стиля.

Величина временного интервала, критерий историчности.

Придают ясность, доказательность, понятность.

Авторский неологизм.

Мимоходящая новизна.

Придает тексту неповторимость, индивидуальный колорит, «изюминку».

(в начало )

Синтаксические средства.

Градация (ряды однородных членов).

№3,9,7.

Используется градация для усиления понятия современного, души истории.

Синтаксический параллелизм (предложения с тире между подлежащим и сказуемым).

№3,7,8,10.

Такие предложения придают тексту доказательность, точность, стройность, ясность в понимании объясняемого понятия.

Вопросительные и восклицательные предложения (как признак публицистического стиля).

№1,6.

Призывают к размышлению, заставляют задуматься.

Штамп.

№1.

«Явный уклон в историю» - элемент разговорного стиля (из ситуации разговора с кем-то, от этой фразы и родилось размышление).

(в начало )

План сочинения.

1)Вступление:

а) введение читателя в курс дела, знакомство с темой разговора;

б) тезис текста.

2) Анализ содержания:

а) определение понятий «история» и «современность»;

б) углубление понятий на основе анализа примеров из жизни и выявление сути истории;

в) вывод о значении истории для понимания будущего.

3) Анализ формы:

а) антитеза – основной прием построения статьи;

б) анализ синтаксических средств и их роль в создании текста;

в) анализ лексических средств в тексте и определение их роли.

4)Значение текста для понимания читателями истории при планировании будущего (собственное мнение). Чему учит текст?

(в начало )

Справочные материалы.

Г. Смирнов, автор, он.

…ставит вопрос…

…дает определение…

…высказывает свою точку зрения…

 …углубляет суть…

…осмысливая, пишет…

…замечает…

…делает вывод…

 …показывает читателям, используя…

…раскрывая эти понятия…

…заставляет читателя задуматься…

 …синтаксические (грамматические) средства выразительности…

…изобразительно-выразительные средства…

…лексические средства…

(в начало )

 Сочинение-рассуждение.

   История и современность. Об этих глобальных понятиях, с одной стороны, и касающихся каждого человека с другой стороны, рассуждает в своей статье «История» Г. Смирнов, которого к этой теме подтолкнул разговор в редакции журнала.

   Автор ставит вопрос: что же такое история, какой смысл в это слово мы вкладывает, зачем ее нужно знать каждому человеку?

   Писатель, опираясь на общепринятые понятия, дает определение истории и современности и высказывает свою точку зрения, что критерий историчности не всегда подразумевает длительный временной интервал.

   Смирнов углубляет смысл этих понятий, приводя примеры из жизни. Осмысливая их, он пишет, что «душа истории» - это смысл, понимание события, его значимости для будущей жизни. Он замечает, что поток современных событий часто не дает возможности осознать их значимость. Иногда только время, изменившиеся условия жизни позволяют осмыслить прошлое и понять его истинное значение для настоящего и будущего.

   Таким образом, автор делает вывод, что история готовит к будущему, поучая прошлым.

   В своей публицистической статье Г. Смирнов, используя антитезу «история – современность», раскрывая эти понятия в яркой, образной, выразительной форме показывает читателям значение понятия «история» в жизни людей. Для этого он использует вопросительные и восклицательные предложения, синтаксический параллелизм, градацию, что придает его речи точность, стройность и доказательность, заставляет читателя задуматься над поставленной проблемой вместе с ним. Богат и разнообразен язык писателя: метафоры «душа истории», «шелуха жизни», эпитет «тайные связи», фразеологизмы «дела минувших дней», «обет молчания», авторский неологизм «мимоходящая новизна» придают тексту неповторимый колорит, делают его живым, образным, запоминающимся, и понятия «история», «современность» становятся читателю понятными и доступными.

   По-моему, этот текст Г. Смирнова может быть хорошим примером того, как не часто встречающееся в обыденной жизни понятие истории помогает разобраться в «мимоходящей новизне», осмыслить процессы в политике, общественной жизни, найти опору в изменяющейся действительности.

Прочитав текст Г. Смирнова, мы отчетливее можем понять историю, современность, самих себя, окружающий мир, значение исторических событий для жизни сегодняшней и будущей.

(в начало )

Задание 1 группе.

1. Определить стиль текста, доказать.

2. Найти метафоры, фразеологизмы. Объяснить, зачем они употребляются в тексте.

3. В сочинении сформулировать собственное мнение о тексте Г.Смирнова, оценка.

(в начало )

Задание 2 группе.

1. Показать сцепление (связь) предложений между собой внутри абзацев.

2. Определить, какие синтаксические средства выразительности использует Г.Смирнов:

- градация № предложений;

- синтаксический параллелизм;

- штамп;

- вопросительные и восклицательные предложения.

Зачем они употребляются автором в тексте?

3. Вступление и заключение в сочинении.

(в начало )

Задание 3 группе.

1. Тезис и выводы в тексте Г.Смирнова.

2. Найти антитезу, авторский неологизм. Объяснить зачем они употребляются в тексте.

3. Анализ содержания статьи в сочинении.

(в начало )

Задание 4 группе.

1. Определить сцепление между абзацами в тексте Г.Смирнова.

2. Найти эпитет, элементы научного стиля. Объяснить, зачем автор их употребил в своем тексте.

3. Анализ формы статьи Г.Смирнова в своем сочинении.

(в начало )

Текст «История» (Г.Смирнов)

   (1 ) Как-то раз один посетитель, пролистав в редакции известный журнал, твердо сказал: «явный уклон в историю!» (2) Это замечание со стороны поразило меня и заставило крепко задуматься о том, какой смысл вкладываем мы в понятие история.

   (3) Обычно считается: история – это дела минувших дней, а современность – это то, что происходит на наших глазах сегодня, сейчас, сию минуту. (4) В действительности же сама по себе величина временного интервала не может служить критерием историчности.

   (5) Советские войны, штурмовавшие берлин в 1945 году, ясно сознавали, что участвуют в историческом событии, хотя для них, как участников штурма, вообще не было никакого временного интервала. (6) Выходит, дело не в отдалении человека от события. (7) Но тогда в чем же?

   (8 ) Душа истории – не описание, не изложение, не перечень событий прошлого, а их смысл, то есть понимание их значения для будущей жизни человечества. (9) Современность – поток жизни, вовлекающий в свое течение и нас, - не может дать нам такого понимания. (10) Не только потому, что в ней много случайного, незначащего, даже вздорного.

   (11) Политика, общественная жизнь – это процесс сокрытия истинных целей именно от современников. (12) И потому меньше всего понимают смысл происходящих сегодня событий именно наши современники и даже их участники. (13) Вот почему и нужен тот более или менее длительный интервал, который неправильно считают главным признаком историчности. (14) Просто с течением времени не только сама собой отсеивается шелуха жизни, но обнаруживаются неизвестные документы, рассекречиваются архивы, публикуются мемуары деятелей, некогда связанных обетом молчания. (15) А главное – появляется возможность начать понимать кое-что и в современном мире мимоходящей новизны. (16 ) А именно: выстроить картину событий во времени, обнаружить в ней следы действия тайных сил и связей и понять, как бывает и как не бывает в жизни. (17 ) А зная это, по-новому начинаем смотреть на современную жизнь, кажущуюся нам порой хаотичной и бессмысленной.

   (18 ) Вот так история готовит нас к будущему, поучая прошлым. (19) И только она одна в состоянии сделать это.

(в начало )

 

При копировании материалов с сайта ссылка на http://dta-54.narod.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА.

Copyright © Деменкова Т.А., 2010

Администратор сайта: Деменков В.Г.

 
Используются технологии uCoz