Сайт учителя русского языка и литературы

Деменкова Татьяна Александровна

Меню

 
Главная
Русский язык
Литература
Словесность
Развитие речи
Опыт работы
Ученикам
Контакты
Карта сайта
Полезные ссылки
Яндекс блог
Блог на mail.ru
 

Статистика

 
 
 
 
  Топ100- Педагогика

 

План открытого урока по русской словесности | Словесность

 

 

План открытого урока по русской словесности
"Типы речи. Стили речи."
"
За здоровьем в природу"

Урок проведен в 5.3 классе учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории Деменковой Татьяной Александровной для районного семинара «Дифференцированные задания на уроках закрепления материала в разноуровневом классе» 7.12.2007

 

Содержание

Цели урока

Ход урока

Самостоятельная работа

Инсценировка

Творческая работа

Соедини части предложения

Свари кашу

Свари борщ

Свари компот

Справочная страница. Вариант 1

Справочная страница. Вариант 2

Стили речи

Текст инсценировки

Материал про Е-добавки

 

Цели урока

закрепить знания о типах речи (повествовании, описании, рассуждении) и стилях речи (научном,художественном);
расширить умение анализировать тексты различных типов и стилей;
способствовать воспитанию культуры питания, здорового образа жизни;
развивать практические навыки создания и использования различных типов и стилей, предоставляя возможность выбора заданий по степени сложности в процессе самореализации обучающегося.

(в начало)

Ход урока

— Здравствуйте, гости дорогие, здравствуйте ребята.

Сегодня мы с вами вспомним сказку Г.Х.Андерсена «Свинопас», где принцесса готова была заплатить любую цену за Волшебный горшочек, при помощи которого можно было узнать все тайны на кухнях города. (Звучит мелодия «Ах, мой милый Августин…» (запись или поет ученик, исполняющий на уроке роль Волшебного Горшочка)

Звенит колокольчи

Кто что варит,
Кто что жарит,
Маринует и печет,
Знает он наперечет.

— Почему же так сильно хотела принцесса и ее фрейлины узнать тайны приготовления различных блюд?

(Они хотели знать, насколько полезна для человека пища, ведь от этого зависит здоровье и долголетие людей.)

— Мы сегодня тоже посетим кухню и познакомимся с тайнами, но не только приготовления кушаний – пищи для тела, но и «кухню», где «варится», «готовится» пища для ума. Мы с вами узнали, что в русском языке и литературе существует различные типы речи.

I. Какие типы речи вы знаете? (Учебник словесности Альбетковой)

 Дети дают определение каждому типу речи. (по книге читают или самостоятельно говорят)

 — Какие стили речи вы знаете? (пользуются тетрадью по словесности, схема «Стили речи», или самостоятельно говорят.)

— Послушайте тексты и определите тип речи и стиль.

Ученик рассказывает о каше «Каша, каша -- пища наша». Другой ученик читает рецепт приготовления компота. В помощь справочная таблица о признаках разных типов речи и стилей речи.

Дети отвечают, что первый тип повествование, стиль художественный, а второй – описание, стиль научный.

 — О разных продуктах: овощах, фруктах, ягодах – народ сочинил пословицы, поговорки, загадки.

 Викторина «Отгадай загадку».

3 ряда – 3 команды. Загадка-отгадка, баллы за каждую, объявляется победитель.

 — В каком стиле речи употребляются пословицы и загадки? (в художественном…)

 — Почему же в научном стиле это неуместно? Объясните отличия художественного стиля от научного. (справочная таблица  самостоятельно)

 — Выберите один из овощей, фруктов, ягод и опишите его в научном или художественном стиле, опираясь на знание особенностей каждого стиля.

(2 ученика по выбору: 1- художественный стиль; 2- научный стиль)

(в начало)

 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ИНСТРУКТИВНЫМИ ТАБЛИЦАМИ

II.    Выполните задания (на парте задания «Соедини части предложения», где начало и конец пословицы, поговорки разбиты; (Вариант1 - подчеркни орфограммы в словах) и допиши пословицы и поговорки о пище (Вариант 2)

Проверка с доски правильно выполненного задания Вариант 1; Вариант 2 читают дописанные пословицы). В листах отмечают количество допущенных ошибок, сами себе ставят оценку, исходя из известных им требований: «5» - безошибочная работа, «4» - одна ошибка, «3» - две ошибки.

 — «Сварите» борщ, кашу или компот, используя для выполнения задания справочные листы.

Вариант 1 – подчеркните в листах эпитеты, сравнения, олицетворения (Вариант 1 при проверке читает, вариант 2 – показывает)

(в начало)

III.ИНСЦЕНИРОВКА

— А теперь мы посмотрим, всегда ли в магазинах нам предлагают полезную для здоровья пищу.

Текст инсценировки.

(в начало)

IV.ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

— На уроке вы, ребята, узнали многое о традиционной русской пище, которую многие века употребляли наши соотечественники, ведь в овощах, фруктах и ягодах содержатся витамины и микроэлементы, необходимые для роста детей, нормального их развития и поддержания здоровья на протяжении всей жизни. Славилась Русь всегда долгожителями.

Узнав так много о здоровой пище, выполните сейчас следующие задания. Это будет и домашнее задание.

1. Напишите сочинение-рассуждение о полезных или вредных для здоровья продуктах, дайте совет вашим читателям.

2.Напишите рекламу или антирекламу о продуктах питания.

Дети сочиняют, затем проверяем одну-две работы.

Оценки за урок каждому обучающемуся с комментариями.

Урок закончен.

(в начало)

Соедини части предложения, запиши полученные высказывания.

1). С тобой кашу

съел.

2). Щи да каша -

не испортишь.

3). Мало каши

пища наша.

4). Кашу маслом

не сваришь.

 

 

 

 

 Соедини части предложения, запиши полученные высказывания. 

1). Где щи да каша,

сирота.

2). Один и у каши

каши просят.

3). Без каши обед

там и место наше.

4). Сапоги

не в обед.

 

 

 

 

(в начало)

«Свари» кашу и вставь подходящие слова из справок.

Когда в моей кастрюле закипает вода, пузырьки воздуха, как живые подвижные горошины, выкатываются из глубины на поверхность. Я засыпаю в кипяток янтарную пшенную крупу. В последние минуты варки солнечной пшенной каши она пыхтит, как будто взбиралась на высокую башню. На стол подаю кашу с медом, похожим на жидкое золото, или с целебным маслом. Божественное блюдо!

«Свари» борщ, вставь подходящие слова из справок.

При закипании воды в кастрюле пузырьки воздуха, как серебряные шарики, водят хоровод на поверхности. Сначала я кладу в кипяток скромную целебную картошечку. Затем опускаю жизнерадостную оранжевую морковь, живительную свеклу, хрустящую, как морозный утренний снег, капусту, злой лук. За минуту до готовности добавляю жгучий перец и лавровый лист, пахнущий славой. Божественноеблюдо подаю со свежей сметанкой и ароматной зеленью. 

«Свари» компот и вставь подходящие слова из справок.

При закипании в моей кастрюле воды пузырьки воздуха, как жемчужное ожерелье украшают ее стенки. Я кладу в кипяток наливные яблочки,будто клад витаминов, янтарные сливы, как овальные солнышки, таинственные шарики вишен, землянику снежной лечебной мякотью, смородиновый рай витамина С.Необыкновенно ароматное ассорти из фруктов и ягод наполняет витаминами и микроэлементами целебный напиток, который подают охлажденным в расписном высоком стакане с соломинкой.

(в начало)

Вариант 1.
Справочная страница

Подчеркни слова, употребленные в переносном значении. 

Злой лук, слезы выжимающий.
Жизнерадостная оранжевая морковь.
Сок свеклы, будто бордовая кровь.
Арбузный аромат капусты.
Снежный хруст капусты.
Лавровый лист, пахнущий славой.
Скромная лечебная картошечка.
Живительная свекла.
Целебная морковь.

Янтарная пшенная крупа.
Пирамидки целебных семян гречихи.
Солнечная пшенная каша.
Хрустальные зерна риса.
Могучая овсянка.
Золотая пшенная каша.
Жидкое золото меда. 

Наливные яблочки, будто клад витаминов.
Янтарные сливы, как овальные солнышки.
Таинственные шарики вишен.
Нежная мякоть лечебной земляники.
Черный, красный, белый смородиновый рай витамина С.

(в начало)

Вариант 2.
Справочная страница.

Подчеркните эпитеты, сравнения, олицетворения

Пузырьки воздуха в кипящей воде

1). …выскакивают на поверхность воды, как прозрачные шарики,…
2). …,как живые подвижные горошины, выкатываются из глубины…
3). …,как серебряные шарики, водят хоровод…
4). …,как жемчужное ожерелье, окружают…
5). …,как ртуть непоседа, танцуют…

 

Кипящая вода

1). …бурлит, как водоворот горной реки,…
2). …кружит, как воронка омута,…
3). …,как фонтан гейзера,…

 

В минуту готовности каша

1). …разопрела, как уставший толстяк,…
2). …пыхтит, как будто взбиралась на высокую башню,…
3). …взрывается горячим воздухом, как будто маленькиевулканчики,…
4). …недовольно плюется паром…
5). …взрывается обжигающим паром, словно паровоз,…
6). …выстреливает раскаленным воздухом, будто выхлоп из сопла ракеты,…

 

(в начало)

Стили речи

Научный

Художественный

1). Строгая логичность изложения
2). Точность выражений
3). Слова в прямом значении
4). Термины

1). Образность
2). Эпитеты
3). Сравнения
4). Аллегории
5). Олицетворения

 

Форма

 

 

Круглая, овальная, конусная, треугольная, сердечком…

 

 

Размер

 

 

Метр, сантиметр, с ладонь, с палец…

 

 

Вес

 

 

Грамм, килограмм, легкий, тяжелый…

 

 

Цвет

 

 

 

 

 

Части предмета

 

 

 

 

 

Полезные свойства

 

 

 

 

(в начало)

Инсценировка.

Выходят Ученик и Ученица.

Ученица: - Давай купим в магазине что-нибудь вкусненькое.

Ученик: - Хорошо. Купим.

К ним выскакивают Чипсы, Сухарики, Жвачка, Газировка, прыгают вокруг, водят хоровод, все хором кричат:

- Съешь меня! Съешь меня! Съешь меня!

Чипсик: - Съешь меня! Видишь, какой я блестящий, хрустящий!

Сухарик: - Съешь меня! Узнай, как долго я могу храниться!

Жвачка: - Попробуй, какая я сладкая!

Газировка: - Попробуй, какая я ароматная!

Хором: - Съешь меня!

Затем молча сзади Учеников прыгают, водят хороводы, играют в «ладушки».

Ученик: - Давай попробуем!

Ученица: - Нет, надо спросить у Волшебного Горшочка, что это за продукты, какую пользу они могут принести!

Вместе: - Горшочек, помоги нам!

Волшебный Горшочек: Выходит, напевая: - Кто что жарит, кто что варит маринует и печет, знаю я наперечет.

Звенит колокольчиком.

Волшебный Горшочек: - Сейчас проверим.

Дотрагивается по очереди до каждого угощения, тот замирает. С шапочки снимает текст, и Горшочек подает Ученику и Ученице. Пока они вслух читают, угощения хватаются за то место, которое болит у человека после употребления этого продукта

Волшебный Горшочек: - Выбирайте! Откуда вам набираться здоровья! Из традиционных русских блюд или блестящих и хрустящих продуктов с добавками.

Угощения понуро уходят

Ученик и Ученица: - Мы выбираем щи, компот и кашу – здоровую русскую пищу нашу.

Ученик и Ученица: - Спасибо тебе, Горшочек!

Уходят.

(в начало)

От Е100 до Е199 красители

Химические добавки от Е100 до Е199 – красители. Их добавляют в КОЛБАСЫ, СЫРЫ, КОНФЕТЫ,МОРОЖЕНОЕ, КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ, НАПИТКИ, чтобы придать им привлекательный желтый, розовый и другие цвета.

Добавки Е102 нередко вызывают пищевую АЛЛЕРГИЮ, Е127 оказывают токсичное воздействие, провоцируя ЗАБОЛЕВАНИЯ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ

От Е200 до Е299 консерванты

Добавки от Е200 до Е299 – консерванты – увеличивают срок хранения продуктов, защищают их микробов, грибков, брожения. Это знаменитые нитриты и нитраты Е250 и Е251, которые вызывают АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ и ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ, ГОЛОВНУЮ БОЛЬ, ПЕЧЕНОЧНЫЕ КОЛИКИ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, УТОМЛЯЕМОСТЬ. Е231 и Е232 ВРЕДНЫ ДЛЯКОЖИ.

Эти добавки есть в КОЛБАСАХ, КОНСЕРВАХ, МЯСНЫХ ПРОДУКТАХ с длительным сроком хранения. 

От Е300 до Е399 антиокислители-антиоксиданты

Добавки от Е300 до Е399 замедляют окислительные процессы, и все, приготовленное с использованием жиров, долго не меняют свой вкус и цвет. Это ЖЕВАТЕЛЬНАЯ РЕЗИНКА и ЖИРОВЫЕ ПРОДУКТЫ. Е311, Е320, Е321 у больных аллергией и астмой вызывают приступы болезни. Е320 задерживает воду в организме и ПОВЫШАЕТ СОДЕРЖАНИЕ ХОЛЕСТЕРИНА, что ОТРИЦАТЕЛЬНОСКАЗЫВАЕТСЯ НА РАБОТЕ ПЕЧЕНИ, СЕРДЦА и КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ.

От Е400 до Е499 загустители, стабилизаторы

Добавки от Е400 до Е499 повышают вязкость продуктов, придавая вид качественного продукта, используют в МАЙОНЕЗАХ и ЙОГУРТАХ. Эти добавки могут вызвать болезни пищеварительной системы человека (ЖЕЛУДКА, ПЕЧЕНИ, ЖЕЛЧНОГО ПУЗЫРЯ…) 

От Е500 до Е599 эмульгаторы

Добавки от Е500 до Е599 помогают создать однородную смесь из несмешиваемых продуктов, например, воды и масла. Е510, Е513, Е527 вызывают РАССТРОЙСТВО ЖЕЛУДКА, ОТРИЦАТЕЛЬНО ВЛИЯЮТ НА ПЕЧЕНЬ.

От Е600 до Е699 усилители вкуса

Добавки от Е600 до Е699 используются ЧИПСАХ, СУХАРИКАХ, СУХИХ ПРИПРАВАХ, БУЛЬОННЫХ КУБИКАХ, СУХИХ СУПАХ, во всех блюдах ресторанов быстрого питания. Самый известный усилитель вкуса – Е621 – глутамат натрия – при проведении опытов показал, что вызывает ПОВРЕЖДЕНИЕ МОЗГА у крыс; отрицательно воздействует на СЕТЧАТКУ ГЛАЗ. У 30% людей вызывает ГОЛОВНЫЕ БОЛИ, ПОВЫШЕННОЕ СЕРДЦЕБИЕНИЕ, СЛАБОСТЬ В МЫШЦАХ, ЖАР И РАСПИРАНИЕ В ГРУДИ

От Е900 до Е999 глазирователи, подсластители…

Добавки от Е900 до Е999 создают блестящую гладкую оболочку, сладкий вкус. Самый распространенный подсластитель – аспартам входит в состав более 6000 продуктов. Но он вызывает ГОЛОВНУЮ БОЛЬ, ЗВОН В УШАХ, АЛЛЕРГИЮ, ДЕПРЕССИЮ.

Е-добавки, запрещенные в России

Е121 – цитрусовый красный, краситель

Е123 – красный амарант, краситель

Е240 – формальдегид, консервант 

Е-добавки, разрешенные в России, но считающиеся опасными 

Вызывают рост злокачественных опухолей:
Е103, Е105,Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е131, Е143, Е152, Е210, Е211, Е213-217, Е240, Е330, Е447.

Вызывают заболевания желудочно-кишечного тракта:
Е221-226, Е320-322, Е338-341, Е407, Е450, Е461-466.

Аллергены:
Е230, Е231, Е232, Е239, Е311-313.

Вызывают болезни печени и почек:
Е171-173, Е320-322.

 (в начало)

 

При копировании материалов с сайта ссылка на http://dta-54.narod.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА.

Copyright © Деменкова Т.А., 2010

Администратор сайта: Деменков В.Г.

 
Используются технологии uCoz