Сайт учителя русского языка и литературы

Деменкова Татьяна Александровна

Меню

 
Главная
Русский язык
Литература
Словесность
Развитие речи
Опыт работы
Ученикам
Контакты
Карта сайта
Полезные ссылки
Яндекс блог
Блог на mail.ru
 

Статистика

 
 
 
 
  Топ100- Педагогика

 

Создание портфолио - один из видов современных технологий обучения (опыт работы и исследование результатов внедрения технологий модульного обучения).

 

 

Создание портфолио – один из видов современных технологий обучения (опыт работы и исследование результатов внедрения технологий модульного обучения).

 

Содержание

Цель

Разделы портфолио

Первый раздел - Мой портрет

Второй раздел - Коллектор

Третий раздел - Рабочие материалы

Четвертый раздел - Мои достижения

Пятый раздел - Трансфертный лист

Итог маршрута

 

Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать систему обучения, которая бы удовлетворяла образовательные потребности каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо кардинально поменять подход к обучению, с позиции которого рассматриваются отношения ученика и учителя в учебном процессе.

Согласно теории деятельности, обучение эффективно только при такой его организации, когда учащийся усваивает учебное содержание в деятельности. Только в этом случае обучение ведет к осознанному и прочному усвоению знаний и развитию интеллекта ученика. Поэтому новые подходы состоят в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, т. е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность. Перевод обучения на субъект-субъектную основу требует такой педагогической технологии, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.

Создание портфолио как нельзя лучше соответствует достижению этой цели.

         Технология портфолио требует от учащихся высокой степени самостоятельности в работе над совершенствованием своих знаний по заданной теме, а тема предлагается детям самая актуальная: «Шестидесятилетию Великой Победы посвящается…»

         Установив уровень знаний о Великой Отечественной войне и художественных произведений о ней, совершив экскурсию в Парк Победы и музей, ответив на вопросы анкеты о событиях, датах, героях, решающих сражениях периода войны 1941-1945 годов, городах-героях, писателях-фронтовиках, художественных произведениях о войне, учащиеся отвечают на вопросы по книгам, прочитанным самостоятельно, обсуждавшимся на уроках внеклассного чтения, изучавшимся на уроках («Сын полка» В.П.Катаева, "Повесть о настоящем человеке" Б.Н.Полевого (L: Б.Н.Полевой «Повесть о настоящем человеке»), "Русский характер А.Н.Толстого (L: А.Н.Толстой «Русский характер»), "Судьба человека" М.А.Шолохова (L: М.А.Шолохов «Судьба человека»), стихотворениям Симонова, Твардовского, других поэтов.)

         На основе анализа исходного уровня знаний о Великой Отечественной войне намечаем маршрут к совершенствованию знаний путем самостоятельной работы с целью к апрелю 2005 года усовершенствовать свои знания и понять, почему во всем мире будет праздноваться 60-летие победы над фашизмом, как событие той поры отразились в художественной литературе. Для достижения поставленной цели разрабатываем маршрут, дорогу к знаниям из пяти пунктов, в конце маршрута как результат работы оформляем портфолио по теме: «Шестидесятилетию Великой Победы посвящается…» Определяется время работы: 1 месяц и 1 неделя (5 недель).

(в начало )

         В портфолио 5 разделов.

(в начало )

         Первый раздел портфолио называется «Мой портрет», где ученик рассказывает о себе сам все, что считает нужным рассказать. Учитель ориентирует на хорошее в ученике, на умение рассказать о своих талантах, способностях, увлечениях, где проявляются лучшие качества человека. Цель – еще раз вдохновить ученика, напомнив ему о его талантливости, настроить на самосовершенствование, на труд по обогащению самого себя знаниями, укрепить его волю и решимость преодолеть определенные трудности, чтобы достигнуть новых высот в постижении истории страны, мира, народа и его роли, в приближении победы, об участии писателей как в непосредственно воинском вкладе в победу, так и в способности передать последующим поколениям гордость за великий народ-победитель, способный перенести потери и трудности с достоинством и простотой патриота.

(в начало )

         Об ученике могут рассказать люди, знающие его (друзья, родители и др.), портрет может быть и наглядным (рисунок, фотография).

         Второй пункт коллектор - самостоятельная работа по изучению художественной, исторической, справочной литературы о Великой Отечественной войне, для чего рекомендованы списки художественных книг, фильмов, картин художников. По своему выбору дети могут работать над их изучением с единственным условием: использовать произведение как художественное, так и документальное.

         Результатом их самостоятельной работы над этим разделом могут стать по их желанию написанные, пересказанные книги, нарисованные схемы сражений, карты боев, иллюстрации к страницам художественных произведений, сведения о героях войны, полководцах.

         Обязательно составление списка прочитанных книг, просмотренных фильмов о Великой Отечественной войне, списка иллюстраций картин художников.

         Количество работ в этом разделе не ограничено, но должно быть разнообразным по своим источникам.

         Обязательно о писателе-фронтовике; писателе, создавшем произведение о войне.

         Желательно краеведческий материал о Саратове  (w: Саратов), Энгельсе (w: Энгельс), СШ№1 во время войны.

(в начало )

         Третий раздел «рабочие материалы» - творческий. Связь истории, литературы, кино, живописи, языка должна найти отражение в творческих работах детей. Им предлагаются задания разного уровня сложности:

1. Сочинение-отзыв о прочитанной книге – самой знакомый вид сочинения для 7-8 классов;

2. Сочинение-эссе «Что было бы в мире, если бы не было войн», или «Почему на земле идут войны», или самостоятельно сформулированная тема на основе изученных книг, документов;

3. Исследовательская следопытская работа «Война прошла через мою семью» о родственниках, живших во время войны, их воспоминания о ней, на фронте ли, в тылу ли, в оккупации ли. Сочинение-рассказ о человеке, жившем во время Великой Отечественной войны.

         Дети могут иллюстрировать свои работы рисунками или другими художественными средствами.

         Дети могут написать 1 работу, любую, или все 3 - выбирают сами.

         В середине работы (через 2 недели) проводятся консультации и предварительный контроль.

(в начало )

         Четвертый раздел«Мои достижения» - своеобразный привал и осмысление проделанного; взгляд с горы, на которую взобрался по намеченному маршруту на пути к знаниям, позволяющий оценить свои силы, знания, умения и навыки, которые сам в себе обнаружил и развил, отправившись покорять вершины знаний, обогащать себя ими.

         Описывает ученик свой труд, свои достижения в преодолении трудностей, рассказывает о своих впечатлениях от проделанной работы, ставит сам себе оценку за труд, подмечает прогресс в своем развитии.

         За неделю до окончания срока маршрута приглашаются все желающие на индивидуальные консультации по оформлению портфолио, написанию творческих работ и оформлению листа «Мои достижения».

(в начало )

         Пятый раздел трансфертный лист – учитель оценивает творческие работы с точки зрения требований к ним, остальные материалы оцениваются в соответствии с оценкой ученика, но всегда положительно.

         На этом этапе шла самостоятельная работы ученика и его консультации с учителем по контролю за правильностью учебных действий. (в начало )

         Итог маршрутаурок защиты портфолио.

(в начало )

         К такому уроку к кабинете оформлены следующие стенды:

«60-летию Великой Победы посвящается…», «Город Энгельс во время Великой Отечественной войны», «Художники о войне», «Писатели о войне», стенд-справочник по написанию сочинений разных жанров, список литературы о Великой Отечественной войне. Ученики готовят свои портфолио, одну страницу – лучшую – для представления слушателям (это сжатое изложение по выбранному из портфолио материалу), ведомость оценок на зачете, инструкция по выставлению оценок за устный ответ.

         Слово для защиты портфолио предоставляется каждому учащемуся (1 мин.).

         Учитель на консультациях каждому учащемуся составил совет по самым интересным работам из портфолио, а ученик – сжатое изложение по ним.

         Из 116 человек, которым были предложены работы с портфолио, только 11 не оформляли его по разным причинам, т.к. работы была добровольная. Положительным в ней является для учащихся саморазвитие, трудолюбие, навыки самостоятельной работы с книгой как художественной, так и справочной. Мотивация состоит в том что учащийся имеет право выбирать разные виды работы и их количество. Результаты защиты портфолио следующие: из 25 человек одного класса 17 человек получили «5», 8 человек – «4», как по содержанию выступлений, так и по речи. По итогам работы над портфолио в 1 из классов была проведена анкета. Из 21 человека, отвечавшего на вопросы анкеты, на вопрос «Почувствовал ли ты, что стал умнее, получил новые знания, развил свои умения, работая над портфолио» ответили «да» - 20 человек, «нет» - 1; на вопрос «Хотел бы ты еще поработать над портфолио» ответили «да» 18 человек, «нет» - 3.

         По отзывам детей, самым трудным для них было оценить себя, но тот, кто сделал это, в основном, был доволен работой, т.к. понял, что сам себя развивал, совершенствовал свои знания.

(в начало )

 

При копировании материалов с сайта ссылка на http://dta-54.narod.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА.

Copyright © Деменкова Т.А., 2010

Администратор сайта: Деменков В.Г.

 
Используются технологии uCoz