Сайт учителя русского языка и литературы

Деменкова Татьяна Александровна

Меню

 
Главная
Русский язык
Литература
Словесность
Развитие речи
Опыт работы
Ученикам
Контакты
Карта сайта
Полезные ссылки
Яндекс блог
Блог на mail.ru
 

Статистика

 
 
 
 
  Топ100- Педагогика

 

Создание сценария. "Сказание о Кожемяке" | Развитие речи

 

 

Урок развития речи.
Создание сценария. «Сказание о Кожемяке».

Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далеких предшественников,
учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботах о благе родины.

Д.С.Лихачев

Содержание

Цели урока

Оборудование урока

Оформление

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

II. Учащиеся наизусть рассказывают "Сказание о Кожемяке"

III. Беседа

IV. Исследовательская работа учащихся (сообщение)

V. Работа над сценарием

VI. Проверка описания кадров сценария

VII. Подведение итогов. Вывод.

VIII. Домашнее задание

IX. Оценка работы учащихся на уроке

Цели урока:
познавательная
– познакомить с жанром сценария как особым видом описания, его условностями (красками, освещением, звуками и др);
развивающая – совершенствовать навыки: 1) выразительного чтения наизусть, 2) подготовки и произнесения доклада об исследовательской работе в виде сообщения, 3) описания по картине внешности человека, его действий, описание природы;
воспитывающая – воспитывать патриотизм, любовь к литературе, гордость своей принадлежностью к русскому народу, его культуре.

(в начало )

Оборудование урока: 1) карта Древней Руси 10 века, 2) иллюстрации с изображением оружия, одежды, оснащения воинов, 3) выставка книг по Древней Руси.

(в начало )

Оформление: 1) словарь древнерусских слов, 2) тема урока, эпиграф, домашнее задание, 3) справочная таблица (настроение кадра, краски, освещение, звуки, позы людей).

(в начало )

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя

- сегодня мы с вами продолжаем путешествие во времени, путешествие по страницам летописей «Повести временных лет», путешествие по Руси 10 века, в стольный Киев-град к князю Владимиру Славному, который ввел на Руси христианство и приобщил Русь к мировой культуре.

                Мы уже многое узнали о том тревожном и прекрасном времени и сейчас нам предстоит услышать еще одно сказание, «Сказание о Кожемяке».

(в начало )

II. Учащиеся наизусть рассказывают «Сказание о Кожемяке».

III. Беседа:

Мы изучаем литературу. Литературу с древних времен до наших дней. Литература – это один из видов искусства.
- Какие еще виды искусства вы знаете?
Живопись, музыка, кино, театр.

 

Сегодня мы с вами чуть ближе познакомимся с кино и даже сами попробуем принять участие в создании киносценария. Кино – это очень интересный и сложный вид искусства.
- Как вы думаете в чем его сложность?
Сложная съемочная и воспроизводящая техника, артисты, соединение нескольких видов искусств: литературы, музыки, живописи.
- Да, всё это так. Но начинается всё с литературы, со сценария.
- Кто из вас читал или хотя бы видел сценарий фильма?
- Как вы представляете, на что похож сценарий: на пьесу или прозу?
- Какие пьесы мы прочитали на уроках литературы?
На пьесу.

Пьесу-сказку С.Я.Маршака «12 месяцев», весеннюю сказку А.Н.Островского «Снегурочка».

Литературный материал «Сказания о Кожемяке» нам надо преобразовать в драматургический, т.е. написать сценарий, а уж затем снимать фильм, вернее мультфильм.
- В каком веке происходят события, описанные в «Сказании о Кожемяке»?
В 10 веке.
- Назовите место действия? Киев и река Трубеж.
- Кто действующие лица? Князь Владимир, печенежский князь, Кожемяка, его отец, великан-печенежин, войско русское и печенежское, народ в Киеве.

(в начало )

IV. Исследовательская работа учащихся (сообщение).

- Чтобы написать сценарий на историческую тему, следует поближе узнать о нравах и обычаях, о людях, их быте, одежде и оружии, и многом другом. Даже язык Древней Руси для нас малознаком.

Чтобы познакомиться со всем этим, мы приглашает исторических консультантов, которые нам расскажу кто такие печенеги, напавшие в 992 году на Киев.

Звучат сообщения учеников с показом по карте перемещений печенегов.

- Часто приходилось отбивать нападения печенегов нашим далеким предкам, поэтому воины дружин русских князей были оснащены средствами передвижения, оружием, защищена особой одеждой. Об этом нам расскажут консультанты.

Звучит сообщение об оружии, кольчугах, шлемах, щитах, стругах, родах войск (с показом на иллюстрациях).

(в начало )

V. Работа над сценарием:
- теперь мы приступаем к созданию сценария.
- на доске записаны требования к каждому кадру. Вы получаете задание по кадрам, каждый своё, и должны описать событие в соответствии с требованиями.
- Каждый кадр должен создавать определенное настроение у зрителей, поэтому следует описать фон, декорацию; действующее лицо (одежда, поза, выражение лица); речь человека, голос за кадром, музыка, краски кадра (белые, голубые, зеленые, желтые, красные, синие, тёмные и т.д); освещение (солнце, тучи).
Учащиеся работают на листочках с заранее подготовленным заданием по кадру. Кадров столько, сколько учащихся в классе. Дети пользуются словарем, справками по настроению, краскам, звукам, иллюстрациями художников на историческую тему.

(в начало )

VI. Проверка описания кадров сценария.

VII. Подведение итогов. Вывод.

- Кинофильм или мультфильм создают люди разных специальностей. Это режиссер, замысел которого определяет всё в фильме: и расстановку кадров, и настроение фильма, и многое другое;
звукорежиссер, наполняющий фильм звуками в соответствии с содержанием;
художник, создающий костюмы и т.д.;
осветитель – властелин света и тьмы, солнца и туч, дня и ночи;
а также заведующий литературной частью, определяющий правильность речи героев в соответствии с эпохой.
- В подготовке к уроку во многом нам помогала книга. Вот книги, рассказывающие о далеком прошлом нашей страны и помогающие нам лучше узнать наше прошлое (читаю эпиграф урока).
Ученик проводит экскурсию по книжной выставке и объясняет тему каждой книги.

(в начало )

                VIII. Домашнее задание.

- Мы хорошо поработали на уроке, в основном получилось описание кадра, т.е. часть сценария, но его можно и нужно усовершенствовать дома и нарисовать иллюстрацию своего кадра.

(в начало )

                IX. Оценка работы учащихся на уроке.
- За сегодняшнюю работу в области кино вы получаете зарплату в виде оценок. Учитель называет оценки и комментирует их.

(в начало )

 

При копировании материалов с сайта ссылка на http://dta-54.narod.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА.

Copyright © Деменкова Т.А., 2010

Администратор сайта: Деменков В.Г.

 
Используются технологии uCoz