Сайт учителя русского языка и литературы

Деменкова Татьяна Александровна

Меню

 
Главная
Русский язык
Литература
Словесность
Развитие речи
Опыт работы
Ученикам
Контакты
Карта сайта
Полезные ссылки
Яндекс блог
Блог на mail.ru
 

Статистика

 
 
 
 
  Топ100- Педагогика

 

Коммуникативный аспект обучения на уроках русского языка и литературы

 

 

 jpeg logoПосмотреть презентацию

Коммуникативный аспект обучения на уроках русского языка и литературы.

 Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека,
через которые отразилась в слове природа страны и история народа.

К.Д.Ушинский

Требования стандарта обучения определяют формирование коммуникативной компетенции следующим образом: «Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета».

Учебники по русскому языку для каждого класса обеспечивают формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Задания и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи школьников, повышению культуры речевого общения.

Система работы по развитию связной речи обучающихся 5-9 классов учитывает следующие положения.

1.     Связь работы по развитию речи с социальным опытом обучающихся (тематика устных и письменных высказываний предлагается с учетом их жизненного опыта, запаса знаний, впечатлений и наблюдений: «пиши и говори о том, что знаешь, видел, пережил, продумал, прочувствовал»).

Это различные творческие работы, в которых предполагается рассказ о себе, о родных, о друге, об интересном случае, о прочитанной книге (просмотренном фильме, спектакле), о животном, о любимой игрушке, о профессиях.

2.     Взаимосвязь в работе по развитию устной и письменной речи, выражающаяся в опережающем развитии устной формы речи.

Многие лучшие из вышеназванных работ звучат в классе (если автор пожелает), зачастую они иллюстрируются собственными рисунками, аппликациями, фотографиями (опять-таки по желанию автора), что приветствуется учителем или жюри и поощряется оценкой.

3.     Связь работы по развитию речи с изучением русского языка (фонетики, лексики, морфемики, грамматики и стилистики русского языка).

Подобные творческие работы готовятся довольно длительное время, когда собирается материал, оформляется черновик, редактируется текст, и, безусловно, на этапе подготовки не обходится без анализа грамотности речи как с точки зрения лексики и стилистики, так и орфографии, пунктуации и грамматики.

4.     Связь работы по развитию речи с уроками литературы и внеклассного чтения (необходимая соотнесенность в тематике, жанрах художественных произведений и ученических сочинений, в работе над художественными средствами языка как отдельными видами пересказа и изложения – близкого к тексту, сжатого, выборочного и т.п.)

Коммуникативный аспект работы по обучению на уроках русского языка немыслим без привлечения литературных произведений. Ведь именно образцовая речь классиков литературы, образная структура их произведений служит примерам грамотного, нормированного языка в современном мире, когда так велико влияние сленгов, жаргонов, а часто и нецензурщины.

Анализ языка художественного произведения обогащает словарный запас ребенка, на что направлены такие приемы, как организация домашнего чтения. По договоренности с родителями дети читают дома и ведут дневник чтения, где родители сами ставят оценки за подобную домашнюю работу. Эти оценки учитывает преподаватель, даже устраивает конкурсы на лучшего читателя.

5.     Опора на межпредметные связи. Создание единого речевого режима в школе. Единая система развития связной речи обучающихся в начальном и среднем звене обучения.

Довольно сложно стало поддерживать единый речевой режим в школе, когда в погоне за улучшением результатов на промежуточной и итоговой аттестации преподаватели вводят тестовые задания, не предполагающие выражения мысли в форме связного ответа. Тесты экономят время, но коммуникативная функция языка в такого рода заданиях не работает, текст детьми не создается и не анализируется.

Текст рассматривается как единица языка и речи. Как единица языка текст имеет типовые схемы, по которым строятся повествование, описание и рассуждение. Текст – продукт речевой деятельности обучающихся.

Все компоненты учебного материала тесно связаны между собой и служат решению задач обучения русскому языку в школе.

Одна из важнейших функций языка коммуникативная. Поэтому долго доказывать не нужно, что, осуществляя обучение детей русскому языку, литературе, словесности, учитель обязан различными способами развивать навыки грамотной устной и письменной речи, учить детей в различных жизненных ситуациях применять свои знания, умения и навыки.

Чтобы мотивировать такую работу на уроках создаем жизненные узнаваемые ситуации, которые близки и знакомы детям (инсценировки, деловые игры, исследования часто встречающихся в жизни предметов и их свойств – групповая работа).

В старших классах в группах и индивидуально организуем диспуты, дискуссии, где обсуждаем взаимоотношения между людьми, оцениваем собственные поступки и поступки одноклассников, других людей.

Живой отклик находят беседы о выборе профессии, оценке ее ценности для общества; обсуждение понятий «престиж», «карьера», «материальный достаток», «семья и я в семье», что стоит за словами «не хлебом единым жив человек» (семинары, час вопросов и ответов).

В 5 классе на уроках литературы в начале учебного года предлагаем сочинить сказку в соответствии с требованиями к композиции этого жанра (зачин, три испытания, положительные и отрицательные герои, добро и зло, концовка). Сюжеты и героев можно придумать, а можно и использовать известные сюжеты как народных, так и авторских сказок, творчески изменив их.

Конкурс сказок оценивает жюри, обосновывая оценку. Жюри – дети.

Инсценирование сказки. Детям интересно действие, характеры героев, костюмы, общение друг с другом. Инценировки войдут в задания КВН – это результат. Всегда побеждает дружба – ничья в итоге КВН. Жюри – старшеклассники. Зрители – родители, одноклассники, гости.

Но для обучения коммуникативным навыкам важен даже не результат, а процесс репетиций, когда ребенок рассказывает, каким он представляет своего героя (характер, выражение лица, голос, костюм, предметы, которыми пользуется, взаимоотношения с другими героями; ребенок описывает свои действия). Это работа в группах – командах. Завершая такую работу, дети пишут отзыв, где дают оценку своему труду, высказывают свои впечатления, предлагают планы на будущее.

На уроке словесности «За здоровьем в природу» детям даются задания:

·        расскажи о составе продуктов в твоем любимом угощении (по упаковке от чипсов, жвачки, сухариков, газировки, сосисок) – работа в группах;

·        исследуй состав этих продуктов и найди загадочное слово Е… что же это за «продукт»? (справочная таблица о добавках Е…) инсценировка «съешь меня…» в группе;

·        возьми интервью у мамы на кухне «как приготовить борщ, кашу, компот» (рецепт);

·        какие продукты входят в состав этих блюд? (справочная таблица о полезных и целебных свойствах круп, овощей и фруктов -  витаминах и микроэлементах, влияющих на здоровье различных органов человека);

·        создай рекламу и антирекламу (работа в парах и группах)

Задание «Свари кашу, борщ, компот» предполагает при рассказе о действиях повара соблюдать логику изложения, описания продуктов (в научном и художественном стиле), доказать, что рецепт – научное высказывание; «поели каши» и рассказали о своих впечатлениях другу.

На уроках литературы, создавая и защищая портфолио по теме «Великая отечественная война в живописи и литературе» выполняем задание:

·        сочинение «Я и моя семья», «История одной награды», «Мои родные в годы войны» - индивидуальная работа;

·        сочинение по самостоятельно прочитанным повестям В.П.Катаева «Сын полка» в 5 кл., Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке» в 6 кл. – групповая работа;

·        защита портфолио – рассказ по выбранной теме из портфолио – публичное индивидуальное выступление.

Начиная в 5-6 классах подобную работу по освоению коммуникативных задач русского языка, в старших классах можно ожидать, что школьники на итоговой аттестации смогут успешно выполнить требования стандарта и в экзаменационной работе покажут свои умения:

·        кратко излагать основное содержание текста научного и публицистического стилей, составлять тезисы и конспекты;

·        собирать материал из различных источников, систематизировать и обобщать его;

·        строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу, изученному на уроках русского языка;

·        составлять деловые бумаги (заявление, расписку, характеристику, автобиографию);

·        писать сочинение на литературоведческую тему по изученному произведению;

·        писать сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи;

·        создавать устное публичное выступление в разных жанрах и формах.

 

При копировании материалов с сайта ссылка на http://dta-54.narod.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА.

Copyright © Деменкова Т.А., 2010

Администратор сайта: Деменков В.Г.

 
Используются технологии uCoz