Посмотреть
презентацию
Коммуникативный аспект обучения на уроках русского языка и литературы.
Каждое
слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека,
через которые отразилась в слове природа страны и история народа.
К.Д.Ушинский
Требования стандарта
обучения определяют формирование коммуникативной компетенции следующим
образом: «Курс русского языка для основной школы направлен на
совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения
знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в
разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского
литературного языка, речевого этикета».
Учебники по русскому языку
для каждого класса обеспечивают формирование коммуникативной компетенции
обучающихся. Задания и упражнения опираются на речеведческие понятия и
правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию
устной и письменной речи школьников, повышению культуры речевого общения.
Система работы по развитию
связной речи обучающихся 5-9 классов учитывает следующие положения.
1.
Связь работы по развитию речи с социальным опытом обучающихся
(тематика устных и письменных высказываний предлагается с учетом их
жизненного опыта, запаса знаний, впечатлений и наблюдений: «пиши и
говори о том, что знаешь, видел, пережил, продумал, прочувствовал»). |
Это различные творческие работы, в которых предполагается рассказ о
себе, о родных, о друге, об интересном случае, о прочитанной книге
(просмотренном фильме, спектакле), о животном, о любимой игрушке, о
профессиях. |
2.
Взаимосвязь в работе по развитию устной и письменной речи,
выражающаяся в опережающем развитии устной формы речи. |
Многие лучшие из вышеназванных работ звучат в классе (если
автор пожелает), зачастую они иллюстрируются собственными рисунками,
аппликациями, фотографиями (опять-таки по желанию автора), что
приветствуется учителем или жюри и поощряется оценкой. |
3.
Связь работы по развитию речи с изучением русского языка
(фонетики, лексики, морфемики, грамматики и стилистики русского
языка). |
Подобные творческие работы готовятся довольно длительное
время, когда собирается материал, оформляется черновик,
редактируется текст, и, безусловно, на этапе подготовки не обходится
без анализа грамотности речи как с точки зрения лексики и
стилистики, так и орфографии, пунктуации и грамматики. |
4.
Связь работы по развитию речи с уроками литературы и внеклассного чтения
(необходимая соотнесенность в тематике, жанрах художественных
произведений и ученических сочинений, в работе над художественными
средствами языка как отдельными видами пересказа и изложения –
близкого к тексту, сжатого, выборочного и т.п.) |
Коммуникативный аспект работы по обучению на уроках русского
языка немыслим без привлечения литературных произведений. Ведь
именно образцовая речь классиков литературы, образная структура их
произведений служит примерам грамотного, нормированного языка в
современном мире, когда так велико влияние сленгов, жаргонов, а
часто и нецензурщины.
Анализ языка художественного произведения обогащает
словарный запас ребенка, на что направлены такие приемы, как
организация домашнего чтения. По договоренности с родителями дети
читают дома и ведут дневник чтения, где родители сами ставят оценки
за подобную домашнюю работу. Эти оценки учитывает преподаватель,
даже устраивает конкурсы на лучшего читателя. |
5.
Опора на межпредметные связи. Создание единого речевого режима в школе. Единая система
развития связной речи обучающихся в начальном и среднем звене
обучения. |
Довольно сложно стало поддерживать единый речевой режим в школе, когда в
погоне за улучшением результатов на промежуточной и итоговой
аттестации преподаватели вводят тестовые задания, не предполагающие
выражения мысли в форме связного ответа. Тесты экономят время, но
коммуникативная функция языка в такого рода заданиях не работает,
текст детьми не создается и не анализируется. |
Текст рассматривается как
единица языка и речи. Как единица языка текст имеет типовые схемы, по
которым строятся повествование, описание и рассуждение. Текст – продукт
речевой деятельности обучающихся.
Все компоненты учебного
материала тесно связаны между собой и служат решению задач обучения русскому
языку в школе.
Одна из важнейших функций
языка коммуникативная. Поэтому долго доказывать не нужно, что, осуществляя
обучение детей русскому языку, литературе, словесности, учитель обязан
различными способами развивать навыки грамотной устной и письменной речи,
учить детей в различных жизненных ситуациях применять свои знания, умения и
навыки.
Чтобы мотивировать такую
работу на уроках создаем жизненные узнаваемые ситуации, которые близки и
знакомы детям (инсценировки, деловые игры, исследования часто встречающихся
в жизни предметов и их свойств – групповая работа).
В старших классах в
группах и индивидуально организуем диспуты, дискуссии, где обсуждаем
взаимоотношения между людьми, оцениваем собственные поступки и поступки
одноклассников, других людей.
Живой отклик находят
беседы о выборе профессии, оценке ее ценности для общества; обсуждение
понятий «престиж», «карьера», «материальный достаток», «семья и я в семье»,
что стоит за словами «не хлебом единым жив человек» (семинары, час вопросов
и ответов).
В 5 классе на уроках
литературы в начале учебного года предлагаем сочинить сказку в соответствии
с требованиями к композиции этого жанра (зачин, три испытания, положительные
и отрицательные герои, добро и зло, концовка). Сюжеты и героев можно
придумать, а можно и использовать известные сюжеты как народных, так и
авторских сказок, творчески изменив их.
Конкурс сказок оценивает
жюри, обосновывая оценку. Жюри – дети.
Инсценирование сказки.
Детям интересно действие, характеры героев, костюмы, общение друг с другом.
Инценировки войдут в задания КВН – это результат. Всегда побеждает дружба –
ничья в итоге КВН. Жюри – старшеклассники. Зрители – родители,
одноклассники, гости.
Но для обучения
коммуникативным навыкам важен даже не результат, а процесс репетиций, когда
ребенок рассказывает, каким он представляет своего героя (характер,
выражение лица, голос, костюм, предметы, которыми пользуется,
взаимоотношения с другими героями; ребенок описывает свои действия). Это
работа в группах – командах. Завершая такую работу, дети пишут отзыв, где
дают оценку своему труду, высказывают свои впечатления, предлагают планы на
будущее.
На
уроке словесности «За
здоровьем в природу» детям даются задания:
·
расскажи о
составе продуктов в твоем любимом угощении (по упаковке от чипсов, жвачки,
сухариков, газировки, сосисок) – работа в группах;
·
исследуй
состав этих продуктов и найди загадочное слово Е… что же это за «продукт»?
(справочная таблица о добавках Е…)
инсценировка «съешь меня…» в группе;
·
возьми
интервью у мамы на кухне «как приготовить борщ, кашу, компот» (рецепт);
·
какие продукты
входят в состав этих блюд? (справочная таблица о полезных и целебных
свойствах круп, овощей и фруктов - витаминах и микроэлементах, влияющих на
здоровье различных органов человека);
·
создай рекламу
и антирекламу (работа в парах и группах)
Задание «Свари кашу,
борщ,
компот» предполагает при рассказе о действиях повара соблюдать логику
изложения, описания продуктов (в научном и художественном стиле), доказать,
что рецепт – научное высказывание; «поели каши» и рассказали о своих
впечатлениях другу.
На
уроках литературы,
создавая и защищая портфолио по теме «Великая отечественная война в живописи
и литературе» выполняем задание:
·
сочинение «Я и
моя семья», «История одной награды», «Мои родные в годы войны» -
индивидуальная работа;
·
сочинение по
самостоятельно прочитанным повестям
В.П.Катаева «Сын полка» в 5 кл.,
Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке» в 6 кл. – групповая работа;
·
защита
портфолио – рассказ по выбранной теме из портфолио – публичное
индивидуальное выступление.
Начиная в 5-6 классах
подобную работу по освоению коммуникативных задач русского языка, в старших
классах можно ожидать, что школьники на итоговой аттестации смогут успешно
выполнить требования стандарта и в экзаменационной работе покажут свои
умения:
·
кратко
излагать основное содержание текста научного и публицистического стилей,
составлять тезисы и конспекты;
·
собирать
материал из различных источников, систематизировать и обобщать его;
·
строить
связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу,
изученному на уроках русского языка;
·
составлять
деловые бумаги (заявление, расписку, характеристику, автобиографию);
·
писать
сочинение на литературоведческую тему по изученному произведению;
·
писать
сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи;
·
создавать
устное публичное выступление в разных жанрах и формах.
|